Dmitri (dedushka) wrote,
Dmitri
dedushka

о Г. Свиридове

Сегодня слушал музыку Г. Свиридова в советских записях. Среди прочего, "Время, вперед!", написанную им как киномузыку и ставшую заставкой для основной советской тв-программы "Время". Весь Союз садился в 9-ть вечера к телевизору и слушал эту мелодию. Она, естественно, замылилась. В оригинале это лаконичное и очень мощное произведение. Вообще, у Свиридова кажется был талант лаконичной композиции и связанный с ним мелодический дар.

Классическая музыка кончилась на рубеже XIX и XX вв. Прокофьев и Рахманинов еще держали стиль, а великий советский тапер, бывший, кстати, учителем Свиридова в Ленинградской консерватории, участвовал в музыкальных судорогах, закончившихся полнейшим Шнитке с хронической Губайдулиной, т.е. вовсе не композиторами. Ведь композиторами можно назвать только тех, от кого осталась хоть одна мелодия. Например, когда проходили премьеры опер Верди, арии играли иногда в тот же день в кафе. И с тех пор они живут по всему свету в музыкальной памяти.

Слушая Свиридова, однако, легко понять, что такой вполне могла быть классическая музыка XX в. Если бы ей дали развиться, и ее место не заняла обычная для этого века плесень, покрывшая всю европейскую культуру толстым слоем. У Свиридова в то же самое время были силы, и он был близок к созданию стиля. Теперь осталось гадать, каким он мог быть.

Среди записей попалась и "Патетическая оратория" на стихи Маяковского, в которых он валяется в ногах у дегенератов и убийц, предков нынешних либералов. Слушается она дико, чем-то напомнило мне схоластику современного американского композитора Адамса. Обязательная советская программа была Свиридовым таким образом выполнена, а музыкальная? Не знаю, с чем он уехал в вечность. Насколько же проще было в XIX в, до окончательной колонизации европейцев.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments